Александр Селихов: «Хочу остаться здесь до конца карьеры»
Голкипер «Спартака» объяснил свои ошибки в недавнем дерби с «Динамо», а также рассказал официальному сайту клуба, как подписывал новый контракт с клубом и чего хочет достичь в составе красно-белых.
— Последний матч получился драматичным. Когда «Краснодар» повел 2:0, ты верил, что победа еще возможна?
— Конечно, верил. Как и всегда. У нас был запредельный настрой, очень хотелось наконец-то победить дома, прервать не самую удачную серию. И хорошо, что в итоге нам это удалось.
— Игру с «Краснодаром» команда начала по схеме с тремя центральными защитниками. Это была специальная тактика под «быков»?
— Мы наигрывали ее на неделе перед матчем. При этом по ходу встречи мы вернулись к схеме с четырьмя защитниками. У «Краснодара» были открыты зоны во флангах, поэтому изначально избрали такую тактику с латералями.
— То что «Краснодар» сам любит играть в атаку сыграло нам на руку? Другая команда при счете 2:0 могла бы просто «засушить» игру.
— Да, «Краснодар» продолжает гнуть свою линию независимо от результата. Мы в этом плане чем-то похожи. Поэтому и получился такой результативный матч.
— После зимнего перерыва победы даются нам с большим трудом.
— Могу сказать, что по делу мы проиграли только в двух матчах — «Оренбургу» и «Акрону». Во всех остальных встречах были как минимум не хуже соперников, переигрывали их. Не хватало удачи.
— То что и в Оренбурге, и в Жигулёвске играли на синтетике — совпадение?
— Понятно, что хозяевам эти поля знакомы лучше, но все были в равных условиях, так что газон не должен служить оправданием.
— Тебе лично переход на искусственное покрытие дается легко?
— Да, ведь я играл за «Амкар», в Перми тоже было синтетическое поле. Другое дело, врачи не рекомендуют мне выходить на искусственный газон из-за прошлых проблем с ахиллом. Но я пробовал, и все было нормально, никакого дискомфорта или болей не возникало.
— С «Акроном» ты не играл, а что пошло не так в Оренбурге?
— Мы наделали кучу ошибок, причем детских. Могли переломить ход игры, имели несколько хороших моментов, но не забили.
— Не считаешь, что процент этих «детских ошибок» в последнее время вырос?
— В первой части сезона ошибки тоже были, просто не так бросались в глаза. Может, сказалась слишком долгая пауза перед сборами. Но ошибки в основном индивидуальные, поэтому тут дело скорее в концентрации и психологии.
— А как бороться с тем, что даже за один матч «Спартак» бывает таким разным — от растерянного до яркого и результативного?
— Рецепт всегда один — проявлять желание и характер. Но почему это не всегда получается, я ответить не могу. Да и вряд ли кто-то сможет. В голову каждому не залезешь.
НОВИЧКИ
— Зимой у нас появилось два новичка, причем оба в защите. Как оценишь адаптацию Тавареша и особенно Дуарте?
— Тавареш уже адаптировался. Дуарте тоже старается, общается на испанском с вкраплениями английского. Просто ему нужно время. Он способен принести пользу «Спартаку». Я со своей стороны тоже уже выучил несколько фраз на испанском. Не только футбольных, но и для повседневной жизни, чтобы поддерживать контакт с Алексисом. Я его в шутку называю дон Пабло. А так с ним чаще говорят Бальде, Промес, который поиграл в Испании, ну и тренерский штаб, само собой.
— Дуарте чем-нибудь напоминает Мельгарехо?
— Я бы не сказал. Лоренсо пришел в «Спартак» из «Кубани», он был уже привыкший к российской действительности.
ОШИБКИ В ДЕРБИ С «ДИНАМО»
— Сейчас на наших стадионах меньше зрителей, чем раньше. В этом сложно увидеть плюсы, но один, кажется, есть — теперь тебя лучше слышат защитники. Это помогает?
— Подсказ очень важен, он позволяет предотвращать голевые моменты у своих ворот. Для голкипера это вообще одно из главных качеств — умение правильно и своевременно подсказывать. Например, предупредить, с какой ноги будет бить тот или иной игрок. Для того чтобы наш футболист загонял соперника в неудобную зону и провоцировал использовать нерабочую ногу. Это классика жанра для вратарей. Конечно, не всегда этот подсказ работает.
— Когда нам били опасные штрафные, под стенку уже несколько раз ложился Пруцев. Кто его туда отправляет?
— Все роли при «стандартах» заранее расписаны. Но перед конкретным штрафным я сам решаю, нужен мне такой «лежачий полицейский» под стенкой или нет. Иногда важнее, чтобы лишний игрок был на подборе или перекрывал удар.
— В матче с «Краснодаром» удар со штрафного пришелся в штангу, а затем ты справился с добиванием с близкого расстояния. Как успел среагировать?
— Откровенно говоря, игрок пробил не очень точно, и я успел переложиться.
— Так сложилось, что в двух последних домашних матчах ты пропустил по три мяча. И если против «быков» тебя никто в голах не винил, то по итогам дерби с «Динамо» критики было много. Сильно переживал после той игры?
— Само собой, очень расстроился. Мы с тренером разобрали все эпизоды. Которые, к слову, были не так просты, как многим показалось.
— Объясни подробнее.
— В случае со вторым голом бело-голубых я до конца не понимал, сыграет ли Тюкавин после подачи с углового. Поэтому просто выставлял руки в режиме «полета слепой птицы». От кисти мяч срикошетил в Соболева и затем залетел в пустые ворота.
А когда «Динамо» забивало в третий раз, сказалось то, что ребята крикнули: «Выходи, выходи!» Я дернулся вперед. Понял, что не успеваю, сделал шаг назад… Мяч вылетел, а я оказался в полупозиции и уже ничего не мог исправить.
ОБЩЕНИЕ С КАФАНОВЫМ
— Болельщиков теперь тоже лучше слышно. Обращаешь внимание на какие-то персональные выкрики?
— Я уже не мальчик и умею сохранять концентрацию. Это касается похвалы и критики как на поле, так и вне игры. Есть наш тренерский штаб, есть люди, которым я доверяю и с кем советуюсь — разбираем после игр мои ошибки, недочеты, положительные действия.
— Кто входит в этот круг?
— Помимо штаба «Спартака» это мой бывший тренер Владимир Алексеевич Сычёв, который работает сейчас в «Шиннике». Иногда также созваниваемся с Виталием Витальевичем Кафановым. Например, после «Динамо» обсудили пропущенные голы. Вратарь вратаря понимает. Это со стороны могло казаться, что я должен не просто поймать эти мячи, а еще успеть параллельно прикурить сигарету.
— С Кафановым ты пересекаешься в сборной России, но впереди матч с «Ростовом», где он также работает в штабе Валерия Карпина. На этот раз он вряд ли позвонит тебе с советами перед игрой.
— Зато после матча, думаю, пообщаемся. Мы в хороших отношениях. Он настоящий сенсей вратарского искусства, знает каждую мелочь.
— До встречи в сборной ты с ним общался?
— Только на уровне «здравствуйте — до свидания». А вот в сборной сблизились. Мне с ним и как с человеком комфортно, и как с профессионалом. Это сильный психолог, который знает во всех деталях, как разобрать нападающих соперника, кто куда бьет. В том числе при пенальти. Работать с ним в сборной — одно удовольствие.
— Не так давно ты наконец-то дебютировал за национальную команду. И пусть это был товарищеский матч против Таджикистана, наверняка он стал для тебя большим событием.
— Разумеется. Ведь я всю жизнь тренировался и играл именно ради этого. И даже в этих обстоятельствах был на седьмом небе от счастья.
ПЕНАЛЬТИ И ВАР
— Наш чемпионат вошел в мировой топ-3 по количеству назначаемых пенальти. При этом «Ростов» — один из лидеров по этому показателю. Будешь отдельно обращать внимание защитников, чтобы в субботу аккуратнее действовали в штрафной?
— Ребята всегда стараются не фолить. Сейчас есть ВАР: любое нарушение судьи увидят. Каждый «стандарт» теперь — потенциальный пенальти: кто-то соперника за майку дернет, кто-то руками обхватит. Такими темпами можно будет сразу начинать игру с серии 11-метровых!
— Как ты относишься к системе ВАР?
— Двоякое отношение. Без ВАРа мне нравилось больше: игра была динамичнее, живее, в ней присутствовал человеческий фактор — судьи могли ошибиться. Хотя они и с ВАРом принимают иногда неверные решения…
— Ты пропустил все матчи в Кубке этого сезона. Получилась самая длительная дисквалификация в карьере?
— Да. Хотя, по-моему, на шесть матчей дело не тянуло. Так много за один пендаль? Но к итоговому решению отнесся с пониманием. Ко всем нужно проявлять уважение. При этом важно понимать, что это футбол, рубка началась с самых первых минут. Слишком принципиальный соперник. Но не думаю, что эти события как-то скажутся на ближайшем выезде в Питер.
— За последнее время «Спартак» не реализовал несколько пенальти. Как думаешь, в чем причина?
— Стечение обстоятельств. В матче с «Акроном» Бальде выбрал угол заранее, вратарь его просто «прочитал». До этого в дерби с «Торпедо» Литвинов пробил удобно для голкипера. А Кейта исполнил очень хорошо. Даже не знаю, какой вратарь мог бы отразить такой удар. Но чуть-чуть не повезло, и мяч попал в перекладину.
— В матче с черно-белыми после неудачных попыток Бальде и Литвинова 11-метровый впервые исполнил Зобнин.
— Это как раз я ему сказал пробить. У него была капитанская повязка. Он должен был повести команду за собой. Надо ему было бить еще раньше, вместо Литвинова. Руслан потом еще и удалился. Бывает… Мы за него и за Мартинса отработали, с них причитается поход во вкусный ресторан всей командой.
— А ты за дисквалификацию в Кубке после драки в Питере проставлялся?
— Я всегда вожу команду в ресторан. И по случаю дня рождения, и после переподписания контракта. Тут мне точно претензий не предъявишь.
— Неудачное дерби с «Динамо» было как раз на следующий день после твоего дня рождения.
— Да, поэтому самой популярной шуткой было то, что я накануне хорошо отметил праздник. На самом деле у меня не первый раз не сложилась игра около этой даты. Помню, была еще неудачная игра с ЦСКА, когда я сломал палец. Только не после, а перед днем рождения.
— «Спартак» тоже часто неудачно проводил матчи в дни около даты своего основания — 18 апреля.
— Вот такие мы, апрельские овны…
ДУЭЛЬ С СОБОЛЕВЫМ
— Вы с Соболевым продолжаете устраивать дуэли пенальтистов после тренировок?
— Да, каждый месяц разыгрываем приз. Где-то год уже это длится. Пока общий счет примерно равный, но в этом месяце я впереди.
— Какой регламент?
— Серия по три удара. Но иногда все затягивается. Недавно по 20 попыток выполнили, никто не мог отбить. Так и закончили вничью.
— С учетом такой частой практики, может тебе попробовать исполнить пенальти в официальной игре?
— Я все же считаю, что каждый должен заниматься своим делом. Конечно, есть пример бразильца Рожериу Сени, который за карьеру забил больше ста пенальти и штрафных. Это круто. Но я пойду бить, только если тренер предложит. Сам вызываться не буду.
— Даже если ситуация будет безопасная? Условно, при счете 3:0 в нашу пользу.
— Тогда тем более не пойду бить. Это будет выглядеть как унижение вратаря соперника.
— А что скажешь о вратарских навыках Соболева?
— Он в порядке! Я шучу, что если начнет сейчас карьеру вратаря, то вполне может играть во второй лиге, а через пару лет его купит «Спартак».
КУРТУА И ТЕДЕСКО
— Следил за вратарями на чемпионате мира?
— Не супер внимательно из-за разницы во времени, потому что был в отпуске.
Поэтому голкипера номер один не назову. Да, Мартинес классно проявил себя при пенальти, особенно в финале. Но по итогам всех матчей самым топовым его не считаю. Я, кстати, ставил на Испанию, хотя изначально хотел выбрать Марокко.
А вообще, в футбол нужно играть, а не смотреть его. Недавно, например, включил Лигу чемпионов и увидел полные трибуны… Зрелище, доводящее до слез. Поэтому выключил почти сразу и пошел спать.
— Что бы ты сказал нашим болельщикам?
— Нам их действительно очень не хватает, но я их понимаю. У меня был классный опыт похода на трибуну Б во время матча, хотя в целом себя фанатом не представляю — слишком спокойный в жизни. Думаю, сидел бы на семейной трибуне со свежим «Спорт-Экспрессом» и выдавал «диванную аналитику».
— Зимой ты выкладывал в социальных сетях фотографию с Куртуа. Как вы встретились?
— Это случилось во время отпуска. Увидел его гуляющим по берегу, пока отдыхал на лежаке. Сразу подскочил и отправился к нему. Приятно пообщались, пожелали друг другу удачи. Жена ему тут же сообщила, что я тоже вратарь. Куртуа очень габаритный, конечно! И как футболист для меня топ: достает все мячи благодаря физическим данным, ногами отлично играет. Кстати, Тибо мне лайк под фото поставил! А еще на меня подписан Доннарумма. Думаете, надо подписаться в ответ?
— Сейчас сборную Бельгии тренирует Доменико Тедеско. Вы поддерживаете общение?
— Если честно, не особо. Последний раз был, когда Тедеско приезжал в Москву на матч с «Наполи». Но у меня остались только положительные впечатления от нашей работы. Помню один разговор между нами, который состоялся после выздоровления. Тогда мне поступило несколько предложений от других клубов, и Доменико честно сказал: «Ты отлично тренируешься, но играть первым номером продолжит Максименко. Не хочу тебя отпускать, поэтому оставайся в команде как минимум на полсезона». Больше всего ценю в людях возможность говорить обо всем в лицо.
СПАРТАКОВСКИЙ ДУХ
— Недавно ты вместе с Фондом «Спартак — детям» исполнил мечту мальчика Толи Иванова из Петрозаводска.
— Я очень благодарен нашему Фонду за его работу и всегда с удовольствием готов помочь детям, у которых есть проблемы со здоровьем, увидеть наш замечательный стадион и музей. Надеюсь, как можно больше ребят и девчонок будут поддерживать нас на трибунах. Мы с Толей отлично пообщались по видеосвязи во время сборов, а потом встретились уже на арене. Кстати, он вручную сделал всей команде специальные браслеты, получилось очень круто.
— «Спартак» развивает женский футбол. Не планируешь привести дочку заниматься?
— Не хотелось бы, но я за свободу выбора: если у нее появится желание, — пожалуйста. Но предлагать не буду.
— Ты всегда выходишь с ней на поле перед домашними матчами.
— Ей очень нравится быть со мной рядом в этот момент. Просится постоянно! У нас вся семья уже пропиталась спартаковским духом. Как говорится: от поколения — к поколению.
НОВЫЙ КОНТРАКТ И ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
— В начале сезона ты продлил контракт со «Спартаком» до 2025 года. Как происходил этот процесс?
— Когда спортивным директором стал Пол Эшуорт, он вызвал меня к себе и сообщил, что клуб хочет продлить со мной соглашение. Где-то в течение недели улаживались детали, а потом я поставил свою подпись. Все прошло быстро. Мы учли все нюансы: и историю травм, и рекомендации врачей. Новый контракт стал для нас с клубом компромиссом. Надеюсь, это не последнее мое соглашение со «Спартаком».
— До конца прежнего контракта оставалось не так много времени, в прессе уже появлялись различные слухи. Не было мыслей, что, возможно, придется сменить клуб?
— Я был абсолютно спокоен. Жизнь футболиста так устроена, что в какой-то момент тебе могут ничего не предложить. Нужно быть ко всему готовым.
— До переподписания появлялись новости об интересе к тебе со стороны других клубов. В частности, турецких. Там атмосфера на трибунах как раз жаркая. Не думал сменить обстановку?
— Нет. Хотя альтернативные варианты были, это правда. Но я бы хотел остаться здесь до конца карьеры. Насколько это будут позволять здоровье и уровень моей игры. «Спартак» — клуб моего детства. Я люблю эту команду, она — номер один в стране. Я из Орла, который можно назвать красно-белым городом процентов на девяносто. К нам, кстати, уехала часть ворот после того самого домашнего матча с «Тереком» в чемпионском сезоне. Кажется, перекладина. Знаю ребят, которые везли ее в автобусе домой. Может, откроют потом музей.
— А у тебя есть что-то вроде личного музея?
— Да, в основном в нем хранятся игровые майки других футболистов — их уже накопилось около ста. Самые крутые в коллекции получил от Де Хеа, Фирмино и Асенхо. После «Лестера» взял майку Шмейхеля, но потом подарил ее Реброву. Еще дома храню медали, награды и подарки от болельщиков. У отца в основном хранятся детские призы и грамоты.
— В ролике, посвященном твоему продлению, использовались фото из памятных матчей с твоим участием. Назови свой топ-3 событий за годы, проведенные в «Спартаке».
— На первое место поставлю гостевой матч с «Легией». И в эмоциональном плане, и с точки зрения значимости той победы — мы заняли первое место в очень сложной группе. Красивая получалась история. Как говорит Соболев, мы бы выиграли ту Лигу Европы (Смеется.) Жаль, что в итоге все вышло так грустно. На втором месте — концовка чемпионского сезона, когда я перешел в клуб. И пусть сыграл только в одном матче, но то, что творилось на игре с «Тереком» и в остальные дни празднования, — это незабываемо.
А еще назову первый матч за основу после долгого восстановления. После игры не смог сдержать эмоции, даже слезы навернулись. Для меня футбол — вся жизнь. Но два года мне приходилось смотреть его как зрителю. Поэтому возвращение после такого длинного перерыва меня тронуло. Тогда, помню, сравнивал ощущения с полетом в космос. А можно четвертый пункт добавить? Кубок прошлого года.
— Какой еще момент со «Спартаком» хотел бы пережить?
— Чемпионство! В котором принял бы большее участие как игрок. Но загадывать не будем.